"Брежнев - козёл!.."

  

"Брежнев - козёл! Поехал в Америку и подписал что-то, чтобы мы перестали вооружаться!" - такую фразу я услышала на днях, проходя вечером мимо компании молодых людей.  Не школьников. Не подростков или юнцов.  Вполне взрослые люди обсуждали, вероятно, обстановку в стране и искали виноватого во всех сегодняшних бедах. Фамилия советского генсека была упомянута неоднократно в разных интонациях, и выдавала некую неуверенность в данном утверждении, но, в конце концов, молодые люди убедили друг друга в том, что во всем виноват Леонид Ильич.

  

Смешно? Грустно? Наверное,- и то, и другое, как и все в нашей стране. Мы смеемся, когда впору рыдать, потому что надо как-то жить, (а вернее - выживать) в нашей сегодняшней реальности. Мы смеемся, чтобы не чокнуться от несуразиц нас окружающих, и не наложить на себя руки от чувства безысходности и неуверенности в собственном будущем и в будущем своих детей.  "Наш паровоз вперед летит", но вот только куда - мы не в курсе. И как его остановить или повернуть, - мы не знаем. И есть ли там, впереди, рельсы - еще большой вопрос...

Но вернемся к нашим "баранам" (хотя, похоже, кавычки тут излишни). Это вообще что? Издержки образовательной реформы? Последствие учительских забастовок 90-х годов? Передоз современного телевидения, в результате которого мозги напрочь атрофировались? Или полнейший пофигизм по отношению к своей стране и ее истории, тщательно культивируемый либерально-демократическими СМИ?


  

Можно еще долго гадать, но суть не в этом... Вы только вдумайтесь: как мы можем судить о далеком прошлом всего мира, измеряемом тысячелетиями, когда не можем реально разобраться в событиях, произошедших, по историческим меркам, буквально вчера в нашей собственной стране???

Да, у нас катастрофическая обстановка с образованием. Да, после развала Советского Союза было очень много грязи вылито на существовавший в стране строй, жирно подчеркивались минусы и глубоко прятались плюсы. Да, ругать правящих лидеров прошлого и настоящего, и взваливать на них ответственность даже за то, к чему они не имели никакого отношения - это, похоже, наша давняя традиция. Да, да, да...

 

Но люди! Мы же живем не в джунглях Амазонки!  У нас есть море возможностей получать информацию, если мы того хотим. И только часть населения страны родилась уже в постперестроечный период, остальные успели пожить в той, ныне не существующей стране. То есть, у этих молодых людей есть родители, бабушки, дедушки, другие старшие родственники и знакомые, которые вполне могут объяснить, кто есть кто в советском периоде, и кто за что ответственен. Им нет нужды читать справочники - они это просто помнят.

Граждане, почему вы решили, что образованием ваших детей должно заниматься исключительно государство??? Почему, отведя ребенка в 1-й класс, вы преспокойно скалываете руки, надеясь, что каким-то чудесным образом все необходимые знания окажутся в голове у вашего чада? Да, какие-то знания там несомненно будут... Только вот вопрос - какие?


  

Нельзя ругать образовательную систему, и в то же время покупать своим детям решебники с готовыми домашними заданиями и сборники "золотых" сочинений.  И не надо оправдываться тем, что вы покупаете эти брошюрки и диски исключительно ради того, чтобы ребенок знал как "правильно"! Вы прекрасно знаете, как ваши дети используют сей "подручный материал". И педагоги тоже знают, кто действительно обладает знаниями, а кто обладает решебниками. И если ваш ребенок жалуется, что он мучился несколько часов над сочинением и получил "тройбан", а кто-то все списал и получил "отлично", то похвалите ребенка за старание. И подумайте о моральных, этических и профессиональных качествах педагога: чему хорошему он сможет научить вашего ребенка? Ну ведь смешно, в самом деле, предполагать, что педагог не в курсе...

А вообще, когда ваши дети или внуки отправляются в 1-й класс, - самое время начать обновлять собственные знания.  Вот вы вообще заглядывали в учебники собственных детей?  Если в вашей голове сохранились школьные знания, то, возможно, вы испытаете некоторый шок...

 

Когда мои дети пошли в школу, я с удивлением узнала, что в математике отменили некоторые скобки и обозначения геометрических фигур, а математический диктант, оказывается, нынче пишут СЛОВАМИ, а не формулами... Ну кому мешали эти скобки???  Вы представляете, сколько драгоценных учебных минут на уроке теряется только из-за того, что дети вынуждены писать в условии задачи слова: "параллелограмм", "треугольник", "прямая" и т.д.? И условие даже простенькой задачи растягивается на целую страницу, а то и больше... А при решении сложной задачи, чтобы учесть все данные и ничего не пропустить, - желательно, чтобы условие задачи было все время перед глазами... Попробуйте что-нибудь решить в сжатые сроки, если вам придется постоянно листать тетрадь туда-сюда! А еще чисто орфографические ошибки... Ведь нельзя же поставить "5", если тетрадь исчеркана красным, хоть и решено все верно.

Английский убил тем, что несмотря на 10 лет обучения, дети не смогут прочесть письмо друга-англичанина. Почему? А потому что они не имеют ни малейшего представления, как выглядят английские ПИСЬМЕННЫЕ буквы и как они соединяются между собой. Достаточно взглянуть на прописи по английскому языку, чтобы в этом убедиться. Наверное, какому-то "новатору" от образования в школе никак не давалось написание английской заглавной "i" или "s"...

 

Русский с литературой - ну, кажется, тут-то все должно быть в порядке!  Но вот однажды, когда моя дочь училась то ли в 1-м, то ли во 2-м классе, я попросилась на урок.  На уроке разбиралось упражнение с текстом Льва Николаевича Толстого о том, как "дед полез на печку и свалился с нее", а негодник-внук нагло ржал над бедным стариком. Учительница долго мусолила сей текст, который дети переписали в тетрадь, попутно выполняя какие-то грамматические задания.  Она говорила о том, как нехорошо вел себя мальчик, и о том, что старость нужно уважать, и еще о многом... Но совершенно забыла объяснить, для чего, собственно, этот самый дед полез на печь... Картинки, иллюстрирующей текст, в учебнике не имелось.  Сопоставить прочитанное с реалиями "старины глубокой" дети не могли по причине своего возраста. Кроме того, они были не в курсе, что классик жил и творил давным-давно.  И вот, перед глазами ребят возникла примерно такая картинка: выживший из ума старик лезет на электроплиту, расшвыривая попутно сковородки и кастрюли. Можно понять внука...На перемене дети ошарашенно вопрошали друг друга:"Зачем он вообще туда полез???"

 

Кстати, не знаю, полная ли версия приводилась в упражнении или кто-то слегка "подрезал" большое произведение классика, но текст изобиловал повторами и звучал как-то "не литературно", как для идиотов, которым нужно что-то вдолбить. Из биографии писателя мы знаем, что он обучал грамоте крестьянских детей, но не дебилов же...

Кроме того, текст был размещен в УЧЕБНИКЕ, с которого дети должны брать пример...

Перейдя в 5-й класс моя дочь получила 5(!) учебников литературы: два двухтомника плюс отдельный учебник. Мне было интересно, каким образом учитель сможет уложить в стандартные учебные часы такое количество материала.  Оказалось все просто: дети изучали литературное наследие не отдельными произведениями, а пачками. Например, тема весны в поэзии (ну, помните, "Идет-гудет зеленый шум..." - выучить, рассказать...) - дается десяток разномастных "весенних" стихов разных авторов: авось, кто-то что-то выучит, или хотя бы прочтет...

Попробуйте вспомнить заученные вами в детстве стихи - наверняка, многое вы сможете рассказать без запинки даже сегодня. А теперь попросите своих детей-школьников рассказать стихи, которые они учили на уроках литературы...

  

Забавный эпизод произошел однажды у нас в начальной школе с предметом "Окружающий мир": прочитав домашнее задание, моя дочь возмущенно сказала: "Я не буду отвечать ЭТО на уроке, потому что тут написана чушь!" На мои возражения, что в учебниках чушь не пишут (наивная!), мне был показан текст под заголовком "Откуда я появился?" Не знаю, кто и с какой целью воткнул этот опус в учебник между темами, не имеющими никакого отношения к биологии человека, но мой девятилетний ребенок оказался абсолютно прав.  Если к девяти годам дети не знают, каким образом они появляются на свет, или имеют весьма смутные представления, то этот материал их не просветит, а только больше запутает.  Вначале там рассказывается о возникающих между папой и мамой неземных волшебных чувствах и ощущениях полета, а заканчивается текст фразой "...папа взорвался на миллион мелких кусочков...", из которых, собственно и появился автор.  Что должны думать дети???

Про учебники истории даже упоминать не хочется - до того там печально: все знают, как они перевраны и изрезаны. Помню, как-то у ребенка возник вопрос по этому предмету, и я просмотрела текст в учебнике: речь шла о царе, временном правительстве и революции.  Так вот, из того, как был выстроен текст, а вернее, из тех обрывков, которые его составляли, можно было сделать однозначный вывод, что царя расстреляло Временное Правительство... То есть, сначала шел рассказ о Временном Правительстве, а затем сразу же - об аресте и расстреле царской семьи. Вопрос о том, какую роль выполняли при сем большевики даже не возникал, потому что они в том тексте практически не упоминались.

 

Возникает вопрос: если ребенок - отличник по истории, то это хорошо или плохо?

А еще был устный экзамен по... физкультуре у сына; химия, в которой воздух взаимодействовал со светом(!), сборник умопомрачительно тупых тестов по биологии, и еще много-много подобного...

Я никогда не была отличницей или зубрилой, и никогда не требовала от своих детей в учебе чего-то особенного, не контролировала их жестко и не так уж часто совала нос в учебники. И те моменты, о которых я упомянула - это лишь легкие касания учебного процесса.

  

Но нам никуда не деться от школы, со всеми ее недостатками. Мы возмущаемся и ругаемся по поводу школьной реформы, но это вряд ли что-то даст нашим детям: ломать копья можно вечно, а учеба не ждет.

Очень вероятно, что реформы не ухудшают, а лишь отражает состояние дел в образовании, ведь старые опытные учителя постепенно покидают школу, уступая свое место молодым. А как эти молодые педагоги сами учились? Тоже списывали домашку с решебников и скачивали курсовые из интернета?

Конечно, речь не обо всех, - и сегодня есть много умных и по-настоящему образованных людей, посвятивших себя педагогике. Но не факт, что именно к такому учителю попадет ваш ребенок.

 

А еще надо понимать, что учитель просто не может сказать детям: "Ребята, ваш учебник полон бредятины, поэтому давайте не будем обращать на него никакого внимания". Тут многим педагогам впору посочувствовать...

Поэтому, если вы хотите вырастить своего ребенка по-настоящему умным, то старайтесь отвечать на ЛЮБЫЕ его вопросы, а не отделываться фразой "пойдешь в школу - узнаешь". Отвечайте на вопросы, пока он не перестал вам их задавать, не получая ответа. Не бойтесь отвечать на "неудобные" вопросы, и не городите ерунду в подобных случаях, - ведь ваш ребенок вовсе не дурак. Просто найдите приемлемую форму ответа, согласно его возрасту.

  

Заглядывайте в учебники своего ребенка - школьника. Если в вашей голове сохранились собственные знания - замечательно! Если что-то с годами повыветрилось, - то это ведь легко можно поправить, обратившись к великому множеству информационных источников.

Можно даже организовать некую занимательную игру: читаем учебник, если материал сомнителен или явно требует дополнения - ищем нужную информацию в разных источниках, сопоставляем, фильтруем, делаем выводы.

Вам не придется делать подобное все школьные годы своих детей, - вдохновившись вашим примером и научившись работать с информацией, ваши дети довольно быстро перейдут к самостоятельным занятиям, - ведь и память у них лучше, и соображают они быстрее. Главное - время от времени интересоваться их успехами и вовремя поощрять. При правильном подходе ваш ребенок не станет "ботаником", а лишь обретет способность мыслить самостоятельно, отделять истинное от ложного и отстаивать свою точку зрения, опираясь на неопровержимые факты.

 

Конечно, в каких-то случаях могут возникнуть разногласия с педагогами, но подумайте, что для вас важнее: идеальный дневник, или светлая голова вашего ребенка?

2014г

Комментариев нет:

Отправить комментарий