Тренировка, юмор, месть



Знаете ли вы, какой на сегодняшний день самый популярный жанр среди стихотворных и околостихотворных произведений?

Нет, это не рвущая душу любовная или философская лирика, которой как блестками, пересыпаны страницы многих пользовательниц интернета. Не развлекательные или сатирические стихи, унизанные гроздьями остроумных искрометных шуток. Не грандиозные современные хиты или популярные шлягеры, прошедшие сквозь время. Не бессмертные творения Пушкина и других классиков, (что несомненно, очень печалит ценителей русской литературы). И даже не милые детские строчки про косолапого мишку или горько рыдающую девочку Таню, вбитые в нашу память навечно.

Это — частушки.

Да-да, те самые простые, а порой и откровенно примитивные и нескладные четверостишия, которые горланят на гулянке под залихватский перебор гармошки подвыпившие граждане. Вспомнили? Ну теперь следует поправиться, что не только подвыпившие, не только взрослые, и не только на гулянке. Просто это была самая яркая шаблонная ассоциация.


Почему я говорю о частушках, как о самом популярном жанре? Потому что в преддверии абсолютно любого праздника люди начинают лихорадочно обшаривать интернет в поисках тематических и просто хоть как-то подходящих к случаю частушек. Их не репостируют на своих страницах, и не наслаждаются чтением, — их распечатывают и отправляют в дело: формируют нужную подборку, включают в сценарий, разучивают, репетируют, а затем с удовольствием исполняют.

Кто-то из вас может возмутиться: какое отношение имеют частушки к фикрайтерству?! Самое непосредственное, ибо у них есть огромный собственный, и самый главный в мире фэндом под названием «Жизнь». Частушки нередко возникают «на злобу дня», — в виде этакого едкого комментария к происходящим событиям. А если некоторые авторы сменят свое презрительное или насмешливое отношение к «недостойному» жанру и попробуют проникнуться идеей, то в результате мы сможем увидеть великолепные нестандартные частушки практически по любому фэндому. Это ведь очень интересно, когда привычные народные мотивы сочетаются с нехарактерными для них событиями и персонажами, переплетая старину и современность, реалии жизни и самую невероятную фантазию. А мощный заряд юмора, нередко приправленный острым перчиком озорства и фривольности, превращает простенькие стишки в настоящий красочный фейерверк веселья и хорошего настроения.

На этой пафосно-мотивирующей ноте можно было бы и закончить, но тогда статья завершится не начавшись. Поэтому давайте повертим этот плод всенародной любви и посмотрим, что он в себе еще скрывает, и чем может быть полезен нам, авторам.

Но для начала я бы хотела поведать вам одну вещь о себе, так как могла ввести читателей в глубокое заблуждение: я НЕ являюсь фанаткой или просто любительницей частушек. С роду не пела их даже на школьных утренниках, и уж, тем более, не собиралась нечто подобное сочинять (впрочем, вытворять что-то в любых литературных жанрах по жизни вообще не предполагалось. Но это уже другая история). И я пишу не с точки зрения фольклориста, народницы или человека, глубоко погрязшего в поисках родных корней. Нет. Я такая же, как и многие из вас, поэтому упоминание скепсиса по поводу незатейливых народных куплетов — это и обо мне тоже. Но однажды частушки ко мне, что называется, припёрлись. Сами. Не спрашивая. И теперь время от времени вы можете увидеть их на моих страницах меж совершенно иных текстов. Удивительно? Для меня — тоже.

Итак, давайте еще раз вернемся к популярности этого жанра, который уже давно покинул чисто деревенские рамки.

Самые первые частушки малыши слышат и поют сами на утренниках в детском саду. Их гораздо проще запомнить, чем песни, да и особых вокальных данных деткам не требуется. Про Дедушку Мороза, зайчиков и белочек, ребят — будущих солдат, с поздравлениями мам на 8 марта, с признанием в любви к детскому садику, про блины на Масленицу, — добрые и милые детские частушки найдутся на любую тему и к любому празднику.

Далее все это перекочевывает в школу, добавляется школьная и учебная тематика, а в текстах начинают преобладать нотки иронии и сатиры. К студенческим годам эти нотки превращаются в настоящее стрелочки-иголочки, нередко летящие в сторону политики, социальных проблем и современных реалий.

Постепенно запретные темы исчезают напрочь, и на свадьбах новобрачных ожидает изрядная порция острых ощущений, когда алкоголь отключит у гостей правила приличия и мозги. Матерную частушку в этом состоянии неожиданно может выдать даже самая почтенная матрона.

Работа. Компания, офис, менеджеры, корпоратив… Все так красиво и по-западному, да? Но когда заканчиваются правильные мотивационные речи руководителей, содранные с американской системы управления, сотрудники радостно орут нашенские застольные кричалки и поздравляют друг друга традиционными частушками, но с производственным уклонам.

Дни рождения, юбилеи, проводы на пенсию — все эти мероприятия не обходятся без частушечного разогрева. Единственное, где не поют частушки — это, пожалуй, похороны. Хотя, как утверждают анекдоты, все возможно…

Самое интересное в частушках — это их подвижность и трансформация. Вы можете заучить пару-тройку четверостиший и использовать этот набор по любому случаю, просто заменяя слова и фразы на нужные, слегка меняя смысл и соблюдая приблизительную рифму. Давайте на примерах, чтоб было понятно.

Классика:

Ах, была я молодая,
Ах, была я резвая,
И в окошко за гармошкой
К гармонисту лезла я!

Новогодний вариант, гуляющий по инету:

Ах, была б я молодая,
Ах, была б я резвая,
На столе бы вам сплясала
И на ель залезла бы!

И еще один новогодний:

Каб была я не стара,
Да ещё нетрезвая —
На столе бы вам сплясала
И на ель залезла бы!

Добавим эротики:

Ах, была б я молодая,
Да ещё — нетрезвая, —
Так стриптиз бы станцевала,
И на шест залезла бы.

Диетическое:

Ах, была б я молодая,
Стройная и резвая,
То капусточку б жевала —
Для груди полезная!

Корпоративное:

Ах, была б я молодая,
Наглая и резвая,
То в курьершах не сидела —
В секретарши влезла бы!

И так можно забавляться до бесконечности.

В отличие от стихов, в частушках рифма бывает весьма условной, слова могут упрощаться, а то и вовсе стоять в неправильной форме, придавая тексту некий гротеск — успех исполнителя зависит от того, насколько ладно он эти нагромождения пропоет. Но все это ни коим образом не значит, что писать авторские частушки можно как попало! Уважающий себя и своих читателей автор позаботится и о рифме, и о ритме, и о смысле любой своей работы.

Еще один феномен частушек заключается в том, что одна половина четверостишия может быть абсолютно не связана с другой по смыслу, и соприкасаться только рифмой:

На горе стоит береза,
На березе — соловей.
Нету никого на свете
Краше миленькой моей!

Или:

На горе стоит береза,
На березе — соловей.
Подарил миленок розы,
И духи за сто рублей.

Если вторая половина частушки рассказывает об отношениях, то при чем тут береза и соловей — совершенно не понятно. Но сие никого не смущает, и вариантов можно придумать сколько душеньке угодно!

Кстати, это неплохое упражнение для стихотворцев. Вы можете придумать или взять пару популярных строк, а затем подбирая самые разные рифмующиеся слова, составить свои комбинации, стараясь сохранить ритм и вложить смысл и юмор. Чем разнообразнее и смешнее получатся ваши частушки — тем лучше!

Подобным образом можно проводить и групповые развлечения и даже устраивать конкурсы. У меня был такой опыт в группе ВК, поэтому поделюсь опытом — может кому пригодится.

Припевку «Эх, хвост, чешуя…» из песни Вилли Токарева знают многие. Мы позаимствовали эту фразу, затем предложили участникам добавить что-нибудь «рыбное», а затем закончить частушку по своему вкусу. Фишка в том, что добавочку делал один участник, а заканчивал другой. Начальные фразы получались примерно такими:

Эх, хвост, чешуя —
Вяленая рыба…

Эх, хвост, чешуя —
Жареный карасик…

Эх, хвост, чешуя —
Два в кастрюльке рака…

Ну, а уж как это закончить, вы можете придумать сами. Любопытно будет прочесть в комментариях.

Другой вариант был на тему «Во саду ли, в огороде»:

«Во саду ли, в огороде
Сею я капустку…»

«Во саду ли, в огороде
Посажу черешню…»

«Во саду ли, в огороде
Насадила кедров…»

«Посажу-посею» — это потому что дело было как раз в начале дачного сезона. Летом можно отправить участников что-нибудь «полоть/поливать», осенью — «собирать», а также «закатывать» — в смысле «банки на зиму». Результатом этого развлечения стали «Дачные частушки», которые имеют неплохой успех у посетителей сайта.

К чему я это все веду? К тому, что мастерство можно шлифовать разными способами, а к популярности идти разными путями.

Вы написали стихотворение — прекрасное, чудесное, изумительное, гениальное, наконец! Оно сколько угодно может гулять по интернету, получать заслуженные лайки и восхищенные отзывы, но никогда не быть прочитанным вслух кем-либо кроме вас.

Песня? Супер! А у вас есть знакомый композитор, который жаждет написать к вашим стихам музыку? А исполнитель, который понесет совместное произведение в массы? И тут уж одной вашей гениальности недостаточно. Посредственная музыка и убогое исполнение убьют даже самый шедевральный шедевр. Конечно, если вы и швец, и жнец, и на дуде игрец, то задача облегчается. Но ведь еще и публике надо угодить. А лучше бы продюсера найти…

А частушку собственного сочинения вы можете проорать на любой гулянке при первом же удобном случае. И тут же увидеть реакцию и оценку зрителей. Вы же хотите знать, нравится ли людям ваше творчество? Вот и узнаете! Если вы справились хорошо — творение пойдет в народ, ибо хоть кто-то его запомнит.

Ой, вот только не жалейте! Напишете еще. Т еще. И еще! Вы же — Автор, в самом деле! И может статься, что однажды к вам явится Заказчик. Настоящий, реальный, готовый оплатить ваши услуги. Представьте себе! Не ради всего того, что вы считаете своим НАСТОЯЩИМ творчеством, а ради десятка озорных куплетов к какому-нибудь празднику.
Знаете почему? Потому что несмотря на хренову тучу существующих частушек, найти что-то новое и оригинальное крайне сложно. А от старья уже зубы сводит. Еще востребована адресность: куплеты под конкретное мероприятие, компанию, учреждение, должности, имена и т.д. И тут без опытного автора не обойтись, ибо нужно соблюсти и рифму, и ритм, и стиль и еще много всякого. Так что ваш звездный час может наступить неожиданно. Судьба — она такая шалунья!

Ну и напоследок поговорим о… мести. Нет, на самом деле мстительность красоты нашему характеру не добавляет.Но… Вот к примеру, вас кто-то очень обидел. Так, что вы и простить не в силах, и наказать обидчика не можете, и жаловаться некому. Ну всякое же в жизни бывает! И вот гложет вас чувство обиды, бессилия и злости на себя и на того парня. Что делать? Как справиться с собой и с ситуацией?

Вспомнить, что вы — Автор!

Но! Написать что-то такое про обидчика и спрятать в стол — это вам морального удовлетворения не принесет. А вот написать частушки и запустить их «в люди» — совсем другое дело!

Нет-нет-нет! Я не имею в виду, что вы напишете все прямым текстом с указанием имен-фамилий-должностей, или наворотите кучу гадостей и пошлостей! Конечно же нет! На первом месте юмор, ирония и самоирония. А дальше — легкие касания событий и персонажей. Достаточно того, что ВЫ будете знать о ком и о чем эти куплеты. Юмор и самоирония помогают нам пережить очень сложные и болезненные события нашей жизни. А частушки добавят веселья и легкости. И вместо того, чтоб со слезами на глазах в десятый раз пережевывать свои обиды, вы с удовольствием споете под зажигательную музыку. А однажды с удивлением поймете, что воспоминания о досадных событиях уже не ранят ваше сердце, а при встрече со своим недругом не сможете сдержать улыбку. Поверьте, стервец будет в шоке!

Ну, теперь, пожалуй можно и закончить. И да прибудет с вами воображаемая гармонь и балалайка! А может, и реальные…

25.11

Комментариев нет:

Отправить комментарий