Синдром попутчмка: о йашках и не только

Не смотрю телевизор (у меня его вообще нет уже много лет), никогда не любила всякие скандальные программы, в которых люди трясут на всю страну (и не только на свою) грязным бельем. Но в последнее время стала вдруг заглядывать на Ютуб и шарить как раз по этим программам…

Почему? Наверное потому, что Фикбук — это настоящая «страна героев», — тех, по ком плачет уютный диванчик в центре студии.

Разумеется, мы все считаем себя нормальными, адекватными, ведущими вполне приличный образ жизни, и скелеты в шкафу — это точно не у нас. Ну да, бывали в жизни непростые моменты — ну и что с того? Они у всех бывают. А мы люди творческие, любознательные, с богатой фантазией, поэтому можем выдумывать что угодно и воплощать это в своих персонажах.


Но ничего не приходит ниоткуда и не рождается на пустом месте. Не обязательно, чтобы какое-то событие произошло лично с вами, — иногда достаточно стать свидетелем разговора (особенно, если вы ребенок, впечатлительны, доверчивы, не критичны), чтобы получить психическую травму на всю жизнь. А иногда наша память проделывает странные штуки, и мы забываем какие-то вещи, которые, казалось бы, и забыть-то невозможно. Но то, напрочь забытое событие, налагает свой отпечаток на наше настоящее. Я знаю, о чем говорю, потому что однажды вспомнила историю, которая произошла со мной в детстве. И ужаснулась — как я могла забыть ТАКОЕ. Нет, тогда все закончилось благополучно, к счастью. Но мой мозг, вероятно, посчитал, что для сознания лучше это не помнить. И заблокировал. Лет на 15-20, наверное. А когда блокировка слетела, я отчетливо поняла, свою странную реакцию на некоторые сны. Ну вот представьте: вам снится красивая умиротворенная природа, яркий солнечный день… Во сне нет ничего такого, что могло бы напугать, — а вы просыпаетесь с ощущением ужаса. Как будто всю ночь за вами гонялось стадо маньяков, вампиров и зомби.

Знаете, наверное это счастье, что мы с вами можем писать. Хорошо ли, плохо ли — это не так важно. Потому что для того, чтобы вырваться из окружающей действительности, нам достаточно взять в руки «карандаш» и прописать ситуацию. Набросать какой-то мир, создать героев, воплотив в них значимых реальных людей. И что-нибудь с ними сделать.

Это далеко не всегда происходит осознанно. Но ведь характеры, мотивы и поступки наших героев откуда-то берутся, правда? Вот все знают откуда появляется Сьюшка. А откуда берутся Главные Гады, мелкие подленькие сущности и прочие непрезентабельные личности? У них ведь тоже должны быть прототипы!

Авторы многих статей на Фикбуке, которые искренне хотят, чтобы местная пишущая братия писала хорошо, всегда употребляют фразу «если вы хотите стать настоящим писателем». Но весь фокус в том, что далеко не все видят себя литераторами в будущем. И в первую очередь это касается так называемых Йашек. Кэп приветствует вас, ага. Только вот почему-то всячески веселясь на этой теме или негодуя, мало кто задается вопросом, почему появляются подобные работы (много работ!), напрочь вышибающие мозг.

Вернее, мнение об этой проблеме сформировалось очень однобокое: мол, безграмотные недоумки, не внемлющие доводам старших продвинутых товарищей, не желающие принимать критику и плюющие на всех и вся. Да, конечно, есть и такие. И я сама не раз впадала в шок от подобных шыдэвров. Но вот задалась вопросом: а что вообще подвигает девочку в 10-12 лет обратиться к теме жесткого порно? Причем — не читать или смотреть (с этим ведь в интернете вообще никаких проблем), а ПИСАТЬ?

Все в определенном возрасте проходят через всплеск интереса к сексуальным темам. Кто-то раньше, кто-то позже. Нет, ну тетеньки пенсионского возраста могут, конечно, уверять, что до свадьбы прямо-таки не подозревали, как выглядит член. Но это, мягко говоря, сомнительно. Даже в стране с «отсутствующим сексом» иногда рожали школьницы. Пример — моя школьная подруга — родила сына в 15 лет, не закончив 8-й класс. Причем — отнюдь не шалава. Тихая скромная девочка, живущая в совершенно обычной и ничем не примечательной семье: мама, отчим, брат старший, брат младший. И знаете, несмотря на достаточно жесткие нравы и законы того времени, почему-то никто особенно не выяснял, откуда, собственно, взялся ребенок. Соответствующим органам она рассказала какую-то сказку, и тема была закрыта.

Но вот если копнуть глубже, то эта история и последующие годы жизни девочки-мамы могли бы послужить темой даже не одной, а десятка телепередач о сложной женской судьбе. И иметь много серьезных (включая уголовные) последствий для окружения этого человека, а возможно, и для нее самой.

Когда люди соглашаются принять участие в программе, которая «прославит» их на всю страну, они не могут не понимать последствий своих действий. Но они идут на это, пытаясь выбраться из индивидуального ада, в котором оказались. В данном случае огласка — это некий гарант их безопасности. А что делать остальным? Тем, кому жизнь шанса пока не представила?

Многие взрослые люди барахтаются в своих проблемах (иногда очень страшных), не в силах справиться с ситуацией, не имея не то что поддержки, а даже человека, которому можно довериться. А что же говорить о детях? Семейное насилие тотально игнорируется обществом и замалчивается. Никто не хочет пачкаться о такие неприятные и скользкие темы. Проще либо ничего не замечать, либо перевести стрелки на жертву — мол, сама виновата. И люди осознанно или неосознанно ищут путь — оставляют метки и тревожные знаки. В данном случае — в виде шокирующих работ.

Вы можете со мной не согласиться. Особенно, если выросли в хорошей семье и всегда вокруг вас было приличное доброжелательное окружение. Или давно сами имеете прекрасных детей и считаете себя отличными родителями. Я никого не убеждаю. Лишь хочу показать проблему под другим углом. Потому что в жизни детей (да и взрослых тоже), порождающих фанфики-«кошмары», есть что-то такое, что заставляет их это делать.

Знаете, есть такая штука — «синдром попутчика». Это когда мы случайным людям, которых никогда в жизни больше не увидим, рассказываем некие подробности своей жизни, тщательно скрываемые от всех. Часто это происходит совершенно спонтанно, и мы потом сами не понимаем, зачем кому-то доверили свои тайны, да еще с такой легкостью. Но испытываем некоторое облегчение. А иногда происходит переоценка событий, воспоминаний или чувств.

Некоторые наши тексты — такие рассказы. Они могут быть метафоричными, они могут фантастическими или стёбными, они могут быть целостными или обрывочными, иметь разную форму… Знаете чем они отличаются от обычного литературного (ну или окололитературного) произведения? Вы меняетесь. В литературном произведении трансформацию проходит герой, а в такой работе через трансформацию проходим мы, авторы. И начиная писать, мы можем прийти к совершенно неожиданным выводам. А поставив точку в конце, понимаем, что ответили на какие-то свои внутренние вопросы. И изменились.

Еще один момент полезности писанины для авторов — это многократное повторение. Есть, конечно, авторы, которые не перечитывают свои работы. Но думаю, таких не очень много. Кто-то перечитывает, чтоб убрать косяки из текста, кому-то нравится, что он наваял, кто-то просматривает текст при ответах на комментарии и т.д. Не суть. Суть в том, что многократное повторение постепенно размывает проблему, делает ее менее значимой. Например, вы на эмоциях написали рвущее душу стихотворение, и каждый раз перечитывая его, снова ныряете в эту бурлящую пучину. Вы можете не замечать, как меняется градус ваших эмоций, но однажды с удивлением поймете, что стихотворение больше не трогает вас, как было прежде. Обычно мы списываем это та то, что все течет, все изменяется. Верно. И перечитывая значимые для нас тексты, мы ускоряем этот процесс.

Темы, которые я затронула в этой статье, кому-то могут показаться притянутыми за уши или вообще не имеющие отношения к Фикбуку. Но когда в следующий раз вам попадется явно йашная, либо просто шокирующая работа, не влезающая в установленные вами рамки, попробуйте не брызгать ядовитым сарказмом во все стороны, а попытаться понять, что за ней стоит. Возможно, по ту сторону экрана и правда шалопутная дурь и троллинг, а возможно — чья-то трагичная жизнь или убитое психическое здоровье. И пока вы в уютном креслице выражаете свое «фи» и пишете пафосный комментарий, кого-то подвергают таким вещам, которые вам не снились в самом страшном кошмаре. А потом вы с чувством выполненного долга отправитесь спать, а этот несчастная жертва снова включит компьютер и выплеснет свои эмоции и боль в очередном шыдэвре. Или выбросится в окно.

15.12.2017


Текст написан для ресурса "Фикбук": https://ficbook.net/readfic/5821319/16055613