Крупеничка Fashion или мои Арома-куклы

 Крупеничка Fashion или мои Арома-куклы

"А не сделать ли мне Крупеничку?" - подумала я, в очередной раз просматривая в интернете странички с тряпичными куклами. Нет, конечно, сшить настоящую текстильную куколку  в шикарной одежде, с милым личиком и длинными кудряшками было бы гораздо круче, но мои глаза, к сожалению, не позволят мне сотворить такой шедевр. А вот куклу мотанку, Крупеничку или нечто подобное пожалуй, я осилю.


Итак, начнем с Крупенички (или Зерновушки, как ее еще называют). Знаете, кто такая Зерновушка? Это кукла в виде мешочка с крупой, а вернее, - мешочек оформленный под куклу. Крупеничка считается славянской обережной куклой, символом достатка и благополучия. А что? Сейчас кризис на дворе, с достатком и благополучием дела обстоят печально, и не только у меня, к сожалению. Новый год на носу... Так что самое время обратить свой взор на талисманы и обереги и выстроить планы на будущее)) Ну сколько можно, в самом деде, полагаться на разных китайских трехлапых жаб, Будда-карликов, дырявые монетки и прочие происки фэн-шуЯ?! Не наше оно все! Не родное! Вот поэтому и ни... Да! Вам это любой знаток славянской культуры подтвердит.

Если вы пошарите по мастер-классам и статьям про народных кукол, то узнаете, что создаются они по определенным канонам. Для сохранения традиций это, наверное, правильно. Но... скучно. "Правильная" Крупеничка представляет собой толстушку в ворохе тряпочек с обязательным фартучком (часто напоминающем отрывной календарь), замотанную в огромный платок. Ну, плюс какие-нибудь украшалочки: бусики, бантики, кружавчики.

 Крупеничка Fashion или мои Арома-куклы

Некоторые куколки смотрятся очень мило: и тряпочки по цвету и рисунку хорошо подобраны, и украшений в меру, и личико видно (правда, черты лица на обережных куклах не делаются, ибо считается, что кукла, обретая глаза или полноценное лицо, обретает также и собственный характер и перестает служить хозяину. Но все же намек на лицо должен присутствовать, мы же не мусульманку в никабе создаем). Но попадаются куклы и бомжеватого вида, - что под руку попалось, то и напялено. Вряд ли такое "чудо в тряпках" может служить символом благополучия.

Поразмыслив, я решила, что хочу сделать совсем другую куколку. Конечно, многие мастера-народники могут презрительно хмыкнуть, глядя на результат моих усилий и закидать меня тапками и негодующими репликами. Но, люди добрые,  прежде чем стащить тапок с ноги, подумайте: откуда взялись эти каноны и традиции? Правильно, из старины глубокой и из образа жизни народа в те стародавние времена. Но, как мы знаем, все течет и изменяется, - и наша жизнь сегодня совершенно другая: другие материалы, другие стандарты, другие символы. Сегодня никому не придет в голову оценивать ваше благополучие по мешку с крупой, поставленному в красный угол. Поэтому и Крупеничка давно стала куклой-малышкой, а не торбой с НЗ-запасом.

И материалы, которые используют современные мастера, весьма условно можно назвать натуральными, даже если они на самом деле созданы из чистого льна и хлопка. Почему? Да все очень просто: сравните процесс изготовления нитей и полотна тогда и сейчас, когда все автоматизированно и для отбеливания и окрашивания используются химические вещества. Как же быть с утверждением, что игла и ножницы (а по сути - металл) оскверняют обережную куколку, а потому не применяются при ее изготовлении? Ну с Крупеничкой тут никуда не денешься, - как иначе-то мешочек изготовить? А с другими - ни-ни! Ведь сегодняшние ткацкие станки - тот же самый металл, а не дерево, как это было раньше. И даже если кружева и полотно изготовлены современными мастерицами вручную, по-старинке, то сырье-то все равно промышленного производства.

Крупеничка Fashion или мои Арома-куклы

А по поводу осквернения металлом, - возможно, дело совсем в другом. Орудия труда в старину были очень важными и ценными предметами. Это сейчас можно пойти в магазин и без проблем купить пачку иголок и ножницы на любой вкус. В старину было все иначе: каждая иголочка изготовлялась и затачивалась мастером и стоила, думаю, не дешево. А мастерить куколок дети начинали с очень нежного возраста (почитайте, кто не в курсе, про куклу Отдарок-на-подарок).  

Вы и сегодня не доверите трехлетнему малышу иголку. Ну а потом она и не нужна уже была юному умельцу. Ножницы же были элементарно тяжелы для детских ручек. Да и ткань вынашивалась до такой степени, что порвать ее было проще, чем порезать. Иди кто-то думает, что хозяйка от щедрот своих пожертвовала бы полноценного полотна на безделицу?

И, кстати, да, - хлопок. Какое отношение имеет он к славянской культуре, если на Руси хлопок появился в 14 веке и был привозным. А первые отечественные ткани из хлопка появились в середине 18 века - с помощью промышленного же производства.

А сегодняшние атласные ленточки, коими щедро украшают обережных куколок? Те, которые в мастер-классах рекомендуют прижечь зажигалкой, дабы кончики не осыпались? Китайское (и не только) шитье и кружева? Пластмассовый "жемчуг" и пластмассовый же бисер? Искусственные цветочки, акриловые нитки, тесьма с люрексом? Где, простите, во всем этом натуральность? Уж о пришитых на швейной машине кружевах и тесемках на кукольной одежде даже упоминать не стоит. Или к одежде "осквернение" не относится?)) 


А еще популярный нынче клей. Как он соотносятся с традициями? Особенно "горячий пистолет", которым радостно клеят все, что ни попадя? Электричество, плюс металл, плюс пластик, - это так по-древнеславянски!)))

Крупеничка Fashion или мои Арома-куклы 

И вот со всеми этими мыслями я и приступила к изготовлению своей куколки. Не буду утверждать, что у меня получилась настоящая Крупеничка,  скорее, - фантазии на тему.  Также не стану настаивать на счет ее обережности, да и фишка моей куклы в общем-то не в этом. Впрочем, в недобрых руках даже самая обережная-приобережная кукла может легко превратиться в куклу вуду. Так что хотите иметь оберег, - отнеситесь к нему с добротой и любовью. Нашепчите куколке на ушко добрые слова, зарядите ее своей положительной энергией и тогда при взгляде на нее у вас будет подниматься настроение и на губах заиграет улыбка. 

Если же вещица не нравится и чем-то раздражает, то разве принесет она вам что-то хорошее? Любая вещь должна быть нам приятной, а тем более - оберег. Вот лично у меня "правильные" куклы с обережным крестом на лице вызывают очень неприятные ощущения. Даже не знаю почему. От одного взгляда на них по спине пробегает холодная змейка, как будто я увидела какого-то монстра. Но у каждого свое восприятие и свои понятия "нравится-не нравится".

Теперь о фишке. Мои куколки наполнены не крупой, а зернами кофе. А две из одиннадцати - смесью риса и пряностей: одна - анисовая, другая - гвоздичная (ну, разумеется, на одной куколке я остановиться не могла, ибо рукоделие затягивает, а идеи приходят быстрее, чем можешь их реализовать)) )

Крупеничка Fashion или мои Арома-куклы

Итак, почему кофе?  А почему нет? )) Кофе отлично нейтрализует запахи и куколка будет не только украшать кухню, но и реально работать. Ее можно поставить в буфет, шкаф или даже на время в холодильник))  Куклы с пряностями тоже привнесут в дом приятный аромат.  

Внешне мои куколки отличаются от того, что вы привыкли видеть, но зато их не обязательно вписывать в "деревенский" интерьер.  Я сделала даже двух Хэллоуинских ведьмочек)) Ну не славянки, да. И что?)) 

Крупеничка Fashion или мои Арома-куклы 

 Само собой, идеи еще не иссякли, ну а что из этого удастся воплотить, - кто знает...

 31.10.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий